1.Общие положения
1.1. Кодекс этики и служебного поведения работников (далее – Кодекс) СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 52» (далее – Учреждение) разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга, основанными на общепризнанных нравственных принципах и нормах Российского общества и государства.
1.2. Кодекс представляет собой совокупность общих принципов профессиональной, служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться работники Учреждения, независимо от занимаемой должности.
1.3. Кодекс призван повысить эффективность выполнения работниками Учреждения своих должностных обязанностей.
1.4. Целью Кодекса является обобщение этических норм и установление правил служебного поведения работников Учреждения для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, содействие авторитету Учреждения, повышению доверия граждан к учреждениям здравоохранения, а также обеспечение единых норм поведения работников.
1.5. Кодекс определяет:
-основные морально-этические принципы поведения, которые должны соблюдать работники Учреждения, независимо от занимаемой должности;
-этические ценности, которыми должны руководствоваться в своей деятельности работники Учреждения;
-поведение работников Учреждения при осуществлении профессиональной деятельности.
1.6. Каждый работник должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений Кодекса, а каждый гражданин РФ вправе ожидать от работника поведения в отношениях с ним в соответствии с положением Кодекса.
1.7. Знание и соблюдение работниками Учреждения положений Кодекса является одним из критериев оценки их служебного поведения и качества профессиональной деятельности.
2.Основные обязанности, принципы и правила
служебного поведения работников.
2.1. Основные принципы служебного поведения работников являются основой поведения граждан РФ в связи с осуществлением ими профессиональных должностных обязанностей в сфере здравоохранения.
2.2. Работники обязаны соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ и Санкт-Петербурга.
2.3. Работники несут ответственность перед пациентами и перед обществом за результаты своей деятельности.
2.4. Работники обязаны противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством РФ о противодействии коррупции.
2.5. В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса РФ работник обязан:
– добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором:
-соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
-соблюдать трудовую дисциплину;
-выполнять установленные нормы труда;
-соблюдать требования охраны труда;
-бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;
-незамедлительно сообщить непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества Учреждения (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).
2.6. Работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:
-исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности работника;
-осуществлять свою деятельность в пределах полномочий в оказании медицинской помощи населению;
-не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и учреждениям, быть независимыми от влияния отдельных должностных лиц и административного давления;
-соблюдать социальную справедливость и равноправно распределять ресурсы учреждения с целью расширения выбора и возможностей для всех пациентов, в том числе для неимущих, социально уязвимых и других лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
-исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
-соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений;
-соблюдать общепринятые нормы служебной и профессиональной этики, правила делового поведения и общения;
-проявлять корректность и внимательность к гражданам и должностным лицам при служебных контактах с ними;
-проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям граждан различных национальностей и народностей России, учитывать культурные особенности, вероисповедание, способствовать сохранению ими самобытности;
-защищать и поддерживать человеческое достоинство пациентов, учитывать их индивидуальность, интересы и социальные потребности на основе построения толерантных отношений с ними;
-соблюдать конфиденциальность информации о пациенте;
-воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении должностных обязанностей работника, а также избегать конфликтных ситуаций, способных дискредитировать их деятельность;
-не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих при решении вопросов личного характера;
-уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе учреждения, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке.
2.7. Работник не вправе:
-принимать от организаций, занимающихся разработкой, производством и реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий, организаций, обладающих правами на использование торгового наименования лекарственного препарата, аптечных организаций подарки, денежные средства (за исключением вознаграждений по договорам при проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий), в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, а также участвовать в развлекательных мероприятиях , проводимых за счёт средств компаний;
-заключать с компанией(представителем) соглашения о назначении или рекомендации пациентам лекарственных препаратов, медицинских изделий;
-получать от компании (представителя) образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения пациентам;
-предоставлять при назначении курса лечения пациенту недостоверную или неполную информацию об используемых лекарственных препаратах, о медицинских изделиях;
-осуществлять приём представителей компаний, за исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий;
-выдавать рецепты на лекарственные препараты, медицинские изделия на бланках, содержащих информацию рекламного характера, а также на рецептурных бланках с заранее напечатанным наименованием лекарственного препарата, медицинского изделия;
-использовать свои знания и возможности в негуманных целях;
-использовать методы медицинского воздействия на пациента с целью его наказания, а также в интересах третьих лиц;
-навязывать пациенту свои философские, религиозные и политические взгляды;
-наносить пациенту физический, нравственный или материальный ущерб намеренно либо по небрежности и безучастно относиться к действию третьих лиц, причиняющих такой ущерб;
-пользуясь своим положением, психической несостоятельностью пациента, заключать с ним имущественные сделки, использовать в личных целях его труд, а также заниматься вымогательством и взяточничеством.
2.8. Работник должен постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и умения, навыки и эрудицию.
2.9. Работник несет ответственность, в том числе и моральную, за обеспечение качественной и безопасной медицинской помощи в пределах имеющихся ресурсов.
2.10. Моральная обязанность работника – беспристрастно анализировать как свои собственные ошибки, так и ошибки своих коллег, соблюдать чистоту рядов медицинского сообщества, препятствовать практике бесчестных и некомпетентных коллег, непрофессионалов, наносящих ущерб здоровью пациентов.
2.11. Долг работника–хранить свою профессиональную независимость. Оказывая медицинскую помощь, работник принимает на себя всю полноту ответственности за профессиональное решение, а потому обязан отклонить любые попытки давления. Работник должен отказаться от сотрудничества с любым физическим или юридическим лицом, если оно требует от него действий, противоречащих законодательству, этическим принципам, профессиональному долгу. Участвуя в консилиумах, комиссиях, консультациях, работник обязан ясно и открыто заявлять о своей позиции, отстаивать свою точку зрения.
2.12. Работник, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим работникам, должен стремиться быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в учреждении благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.
2.13. Работник, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим работникам, призван:
– принимать меры по предупреждению коррупции, а также меры к тому, чтобы подчиненные ему работники не допускали коррупционно-опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости;
– не допускать случаев принуждения работников к участию в деятельности политических партий, общественных объединений и религиозных организаций;
– по возможности принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов в случае, если ему стало известно о возникновении у работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
3.Медицинская этика поведения работника
3.1. Медицинский работник должен оказывать медицинскую помощь любому в ней нуждающемуся, независимо от возраста, пола, расы, национальности, вероисповедания, социального положения, политических взглядов, гражданства и других немедицинских факторов, включая материальное положение. Все, кому требуется неотложная медицинская помощь при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, должны получить медицинскую помощь независимо от платежеспособности и наличия страхового медицинского полиса.
3.2. Медицинский работник при назначении медицинских исследований, лечебных процедур, лекарственных средств должен строго руководствоваться медицинскими показаниями и исключительно интересами больного.
3.3. Медицинский работник несет всю полноту ответственности за свои решения и действия. Для этого он обязан систематически профессионально совершенствоваться, памятуя, что качество оказываемой больным помощи никогда не может быть выше его знаний и умений.
3.4. В своей деятельности медицинский работник использует методы профилактики, диагностики, лечения, медицинские технологии, лекарственные средства, дезинфекционные средства, разрешенные к применению в установленном законом порядке. Не разрешенные к применению, но находящиеся на рассмотрении в установленном порядке методы диагностики, лечения и лекарственные средства могут использоваться в интересах излечения пациента только после получения его добровольного письменного согласия (согласия законных представителей).
3.5. Любое медицинское исследование с привлечением человека в качестве объекта может проводиться только после получения письменного согласия гражданина с предоставлением ему информации о целях, методах, побочных эффектах, возможном риске, продолжительности и ожидаемых результатах исследования. Проводящий исследование врач обязан гарантировать право пациента на отказ от участия в исследовательской программе на любом ее этапе и по любым мотивам. Этот отказ не должен ни в коей мере отрицательно влиять на отношение к пациенту и оказание ему в дальнейшем медицинской помощи.
3.6. Пациент вправе рассчитывать на то, что медицинский работник сохранит в тайне всю медицинскую и доверенную ему личную информацию. Медицинская информация о пациенте может быть раскрыта только в случаях, указанных в статье 13 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
3.7. Медицинский работник не вправе препятствовать пациенту, решившему доверить свое дальнейшее лечение другому специалисту. Медицинский работник должен направить пациента другому специалисту, если чувствует себя недостаточно компетентным, не располагает необходимыми техническими возможностями для оказания должного вида помощи.
3.8. В целях противодействия коррупции медицинскому работнику рекомендуется:
– уведомлять работодателя, органы прокуратуры, правоохранительные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
– не получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, поощрения от фирм-изготовителей за назначения предлагаемых ими лекарств и иные вознаграждения).
Оказание платных медицинских услуг регулируется действующим законодательством и нормативными актами учреждения;
– принимать меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов, не допускать при исполнении должностных обязанностей личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов, уведомлять своего непосредственного руководителя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.
4.Взаимоотношения работников
4.1. Работники призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.
4.2. Взаимоотношения между работниками должны строиться на взаимном уважении, доверии, отличаться безукоризненностью и соблюдением интересов пациента. В служебном поведении работник воздерживается от любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений.
4.3. Не допускается грубость, пренебрежительный тон, заносчивость, предвзятые замечания, предъявление неправомерных, незаслуженных обвинений, угроз, оскорбительных выражений.
4.4. Работники должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять толерантность в общении с коллегами и пациентами.
4.5. Внешний вид работника при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий трудовой деятельности должен способствовать уважению граждан к медицинской организации, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают сдержанность, традиционность, аккуратность.
5. Пределы действия Кодекса и ответственность за его нарушения
5.1. Действие настоящего Кодекса распространяется на все структурные подразделения Учреждения и имеет обязательную силу для всех работников.
5.2. Нарушение работником положений Кодекса подлежит моральному осуждению.
5.3. Если нарушение этических норм, установленных настоящим Кодексом, одновременно является нарушением обязательных норм и правил, установленных действующим законодательством РФ, работник несет ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ, устанавливающим ответственность за нарушения в соответствующей сфере.
5.4. Соблюдение работником положений Кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности.
5.5. Все работающие сотрудники и вновь принимаемые на работу в Учреждение должны быть ознакомлены с положениями настоящего Кодекса и обязаны выполнять установленные им требования в процессе своей деятельности.
Кодекс этики и служебного поведения работников
Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения